Первая получила долгосрочный контракт на 25 млрд руб., второй достался "кусок" бюджетных средств на 29 млрд руб. В сумме - почти четверть всех средств, выделяемых государством на проект. Примечательно, что в числе учредителей "Трансюжстроя" (по данным ЕГРЮЛ) числится ни кто иной, как вице-президент РЖД по строительному комплексу Олег Тони. Поставив рынок перед фактом, железнодорожники пообещали устраивать честные и открытые конкурсы на непосредственно строительство дороги Адлер - "Альпика-Сервис". Более того, даже дочернюю структуру "РЖДСтрой" руководство компании твердо пообещало допускать к конкурсам только на общих с другими участниками основаниях. Однако обещать – не значит жениться.
На деле частным компаниям практически ничего и не досталось, зато к середине прошлого года объем контрактов уже упомянутых "УСК Мост" и "Трансюжстроя" вырос до 57 млрд руб. и 33 млрд руб. соответственно, т.е. до 40% от всей стоимости проекта. На других подрядчиков (имена счастливцев РЖД хранит в секрете) пришлось контрактов в совокупности на 11 млрд руб. Тендер такой тендер Нельзя сказать, чтобы РЖД обошлось вовсе без конкурсных процедур. Однако тех, кто решился-таки в них участвовать и при этом не имел отношения к этой госструктуре, ждало жестокое разочарование. Так, 19 мая этого года РЖД объявило открытый конкурс на комплекс работ на участке трассы Адлер - "Альпика-Сервис". Победителю тендера достались бы проектирование и строительство объектов внешнего электроснабжения, монтажные работы, а также возведение железной дороги на участке Северный портал тоннеля №3 - Южный портал тоннеля №4.
Предельная стоимость контракта - 23,5 млрд руб. Однако за три дня до окончания тендера он был неожиданно отозван. Причины, по традиции, не назывались, однако вопросы у участников конкурса остались. Сейчас заказ 133-ДРСК/2011 снова появился на электронной торгово-закупочной площадке РЖД, и теперь сроком окончания открытого конкурса назначено уже 26 августа. Однако не исключено, что достанется он кому-нибудь из тех, кто уже получил вне конкурса самые лакомые контракты - вроде готовящегося к приватизации "РЖДСтрой", ОАО "Строй-Трест" (входит все в ту же СК "Мост") или "Трансюжстрой". Опять же не очень понятно, зачем конкурс вообще проводится, если, согласно графику строительства объектов, приведенному на официальном сайте ДРСК-Сочи, описанные в тендерной документации работы должны вестись уже около года. Более того, генеральными подрядчиками по ним уже выступает целая плеяда компаний: все тот же ООО УК "Трансюжстрой", ЗАО "Сетьстрой", ЗАО "Бамтоннельстрой", ОАО "УСК Мост".
Успеть освоить Зачастую конкурсы вообще не проводятся и отменяются под благовидными предлогами. Так, 25 июля 2011г. было принято решение об отмене конкурсов и передаче функции по поставкам оборудования, планируемого к размещению на конкурсах, генподрядным организациям. Официальной причиной приказа стало "недопущение срыва сроков ввода объектов в эксплуатацию" и выполнение инвестпрограммы РЖД. Подобная мотивация выглядит довольно странно, особенно для объектов в Сочи - ведь буквально весной этого года глава РЖД Владимир Якунин заявлял, что строительство олимпийских объектов идет с весомым опережением графика. Это подтверждают и финансовые потоки: в прошлом году РЖД не хватило выделенных на олимпийскую стройку 60 млрд руб., и оно запросило дополнительные 20 млрд руб. в счет будущего года. Получив 40 млрд руб. в этом году, железнодорожники тоже освоили их с опережением графика и несколько дней назад снова обратились к правительству - за добавкой.
Еще более странным на фоне "срыва сроков" выглядит политика "РЖДСтроя", сплошь и рядом занятого на строительстве олимпийских железнодорожных проектов. Несмотря на занятость, руководимая вице-президентом РЖД компания дополнительно получила от "Олимпстроя" заказ на возведение 600 тыс. кв м жилья в Сочи - для волонтеров, персонала и сотрудников безопасности. Больная тема В принципе организация конкурсов на поставки РЖД давно вызывает нарекания у участников рынка. Многие из них в открытую обвиняют железнодорожников в коррупции и многомиллионных откатах. Так, в письме на имя главы госкомпании Владимира Якунина ЗАО "П.Л.Р Санкт-Петербург" прямо говорит о том, что контракты на поставки достаются "карманным" фирмам чиновников РЖД.
По данным компании, 80% государственных средств распределяются по аффилированным структурам, а оставшиеся 20% выставляются на свободные торги с заведомо убыточной для участника размещения заказа цене. "Таким образом, существует отлаженная схема разворовывания денежных средств в особо крупных размерах", - резюмирует гендиректор компании Г.Ушаков, замечая, что все строительные объекты стоимостью выше 200 млн руб. уже распределены без конкурса. В некоторых случаях предприниматели безответными письмами не ограничиваются - группе компаний "Стайер" даже удалось довести дело до суда. Глава компании Александр Жарков разместил в Сети видеообращение, где заявил, что в 2008г. руководители Западно-Сибирской железной дороги предложили ему завышать стартовые цены ради откатов и другие мошеннические схемы, а когда тот отказался - перестали допускать к конкурсам, фактически поставив предприятие с 14-летней историей на грань банкротства. Сейчас стороны судятся: "Стайер" пытается вернуться на рынок, а чиновники - засудить его главу за клевету.
Раздел: Новости